Rimon Lusi (fotovivo) wrote in colorful_thread,
Rimon Lusi
fotovivo
colorful_thread

Categories:

«Природа – главный учитель, а преподаватель - это проводник или полупроводник, или вообще – Сусанин»

Предлагаю к совместному прочтению книгу Надежды Беленькой:

Тайны постижения живописи

Секреты мастерства: Система Дмитрия Шувалова

Мне нравится у френдессы tvsher формат совместного чтения дневников и мемуаров - небольшими порциями и обсуждением прочитанного.
Лихим ветром гуглопоиска занесло на некогда популярную платформу Проза.ру, начала читать, увлеклась и решила поделиться:


***
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Любовь делом надо доказывать.
Дмитрий Шувалов.

Предисловие
Эта книга, по своей сути является учебником, а по форме исполнения, это воспоминания и мысли вслух. Здесь описывается мой опыт в освоении знаний изобразительного искусства, а также эта книга о моем учителе, Дмитрии Александровиче Шувалове, заслуженном художнике России, профессоре Художественно-Промышленной Академии им. Мухиной, описывающая его методику преподавания и его творческий и жизненный опыт.
Поскольку я сама, обучаясь еще до встречи с Дмитрием Александровичем уже много лет, столкнулась с трудностями в получении знаний, то мне захотелось записать уникальный опыт своего учителя.
Очень мало учебников по живописи для училищ и вузов, в которых можно что-то понять. А хорошие старые учебники по академическому рисунку и живописи часто не переиздаются, и их сложно найти, хотя сейчас, благодаря Интернету, ситуация меняется. Однако, чтобы найти хорошую книгу, надо знать, что искать. Хорошие учебники необходимы, поскольку не всегда можно полагаться на добросовестность преподавателей, зачастую не считающих нужным углубляться в теорию и по-настоящему работать.
Теоретические знания не должны быть собственностью избранного круга преподавателей, как это, к сожалению, часто случается сейчас в обучении изобразительному искусству. Тем более что в такой области как искусство, даже отсутствие преподавания зачастую пытаются выдавать за нечто креативное.
Представьте, что было бы, если математику, химию, биологию в школах и в вузах преподавали бы без учебников, отдаваясь на милость и интерпретацию учителей, занятых зачастую своими проблемами? Практические занятия должны дополнять теоретические знания, проверять их на практике.
Практика не может существовать без теории, тем более, если это касается академического рисунка и живописи. Действительно, освоение изобразительного искусства требует большой практики, но в обучении любой дисциплине практические занятия предваряет теоретическая, лекционная часть, обязательный учебник и список рекомендованной литературы, а в преподавании изобразительных искусств этого практически нет.
На самом деле лекционная часть, предваряющая практические занятия в преподавании рисунка, живописи и композиции нужна также, как и в преподавании всех других дисциплин. Все-таки обучение изобразительному искусству подразумевает, что основную практическую работу ученик делает дома, ведь при приеме в учебное заведение он предоставляет свои работы. То есть любая художественная школа уже работает с готовым, хоть и начинающим художником, и художник этот приходит за знаниями, а ему опять подсовывают почти одну только практику без знаний. Ситуацию осложняет существование огромного количества плохой литературы на эту тему, которая вообще компрометирует саму идею существования теоретических знаний в изобразительном искусстве.
[Spoiler (click to open)]
В этой связи хочется вспомнить рассказ известного искусствоведа Паолы Волковой. Когда она была еще молодым специалистом, то решила написать какой-то искусствоведческий труд, и принесла рукопись своему другу и учителю известному режиссеру Акимову. Тот просмотрел рукопись и сказал: «А зачем ты это написала?»
- Ну, все пишут, и я решила, - ответила девушка.
- Пиши только тогда, когда тебе будет, что сказать, - ответил мастер.

От этого засилья наукообразной макулатуры, в которой отсутствует хоть какой-то здравый смысл, теряется доверие к искусству вообще.
Художники-преподаватели часто боятся конкретных знаний, видимо потому, что им зачастую нечего сказать, а добывать знания самим совсем не хочется, гораздо легче распускать мифы о своей исключительности и неподвластности общим законам тяготения. Создается уже совсем неприличная ситуация, когда выпускница простейших месячных курсов макияжа знает о законах цвета больше, чем профессор художественного вуза. Хотя, конечно, большому художнику часто незнание этих законов не мешает создавать прекрасные картины, но тем не менее эти знания возможно значительно бы его обогатили. Глупо оставаться в неведении, когда вокруг прогресс шагнул вперед. Но если такому профессору помогает интуиция, то чему он может научить? Повторять взмах его кисти? Наложение мазков? И это еще в том случае, когда он захочет писать вместе со студентами, а такое случается очень редко. Один профессор живописи на полном серьезе говорил мне, что он учит флюидами и атмосферой (кстати мыться он не любил). Конечно, общение с талантливым человеком тоже в какой-то степени обучает, но этого все-таки мало.
В среде состоявшихся художников (окончивших Академию Художеств, членов Союза художников) и даже преподавателей Академии, часто можно встретить некоторое пренебрежение «школьными знаниями», как чем-то низким для высокого искусства. Можно слышать такие высказывания: «Чем талантливее студент, тем меньше надо его учить». Но вопрос в том, а где же эти, пусть «низкие», знания получают? И так понятно, что, выбирая свою дорогу, каждый художник выбирает и свои средства выражения, но важно чтобы было из чего выбирать. Как говорил Ньютон: «Я смог дотянуться до звезд потому, что стоял на плечах у титанов». Почему же нужно лишать изобразительное искусство этого фундамента?
Складывается абсурдная ситуация, когда студенты в прямом смысле учатся друг у друга, а к преподавателям относятся только как к системе, функция которой заключается в выставлении оценок. В беседе со студентами Академии, я как-то услышала, как одна студентка советовала другой: «В такой-то группе есть очень талантливый студент, он так здорово пишет, нужно только чтобы он позволил смотреть как он работает».
В некоторых художественных вузах безделье и безнаказанность мужчин-преподавателей приводит к откровенному хамству и домогательствам по отношению к студенткам. В этой связи я бы запретила в художественных учебных заведениях позирование обнаженной женской натуры, так как для учебных целей вполне достаточно натуры мужской, одетой в плавки. Один преподаватель специализированной художественной школы (довольно известный и уважаемый в либеральных кругах художник) додумался до того, что для несовершеннолетних юных художников в государственной школе поставил обнаженную натурщицу в одних кружевных чулках.
Набирать в вузы путем жесточайшего отбора интуитивно талантливых людей, и эксплуатировать их одаренность и энергию молодости, выдавая их успехи за результат своего обучения, на мой взгляд — это вредная система. Получается, что образовательная машина частично работает как вампир, эксплуатирующий энергию молодости, а не как кормящая мать, дающая знания – необходимую пищу для реализации творчества.
Справедливости ради нужно заметить, что о недостаточности художественного образования писал еще Делакруа. Видимо во все времена была эта проблема, но в наше время, в связи с возведением в культ так назывемого «актуального искусства», обучение классическому искусству (как и само классическое искусство) испытывает глубокий кризис. Во многим этому способствует агрессивная пропаганда этого самого актуального искусства и искусствоведы, объясняющие всякое новаторство и новое слово в искусстве не опытом предыдущих поколений, на котором и основывается все истинно новое, а отрицанием и растаптыванием предыдущего опыта, а значит и культуры. Девятов говорил: "Глубокое знание прошлого помогает зорче видеть будущее и острее чувствовать сегодняшнее, а неведение рождает давно устаревшие открытия".


Конечно, сейчас преподаватели, особенно преподаватели вузов, часто получают маленькую зарплату, на которую бывает невозможно содержать семью, и этим объясняют свое невнимание к ученикам. Существуют профессии, такие как учителя и врачи, в которых если человек не одержим идеей нести добро людям, то будет большим благом в этой специальности не работать, потому что ни дети и молодежь не заслужили потерю времени и связанные с учебой лишения, ни пациенты потерю здоровья из-за равнодушного врача. Конечно же, есть обязанности государства по отношению к людям, но есть же и обязанности людей по отношению друг к другу.
О своем опыте могу сказать, что я закончила художественную школу при Академии Художеств, где принцип образования был такой же: отбор талантливых детей и практика. Самого по себе обучения правилам искусства почти не было. Во многом это доходило даже до крайностей, особенно, когда дело касалось технологии живописи. Например, после акварели мы переходили на масло, и у некоторых детей при работе акварелью сформировалась привычка облизывать кисти, которая сохранялась и при работе маслом. Однако никто не говорил, что свинцово-цинковые белила, которые тогда еще не были запрещены, очень ядовиты (свинец чрезвычайно ядовит).
Часто такая система приводит даже к некоторой деградации, то есть со временем, при непрерывной практике, качество работ не только не улучшается, но даже ухудшается. В последнем классе школы я стала ходить на подготовительные курсы в самой Академии, готовясь к поступлению, но там был все тот же принцип. Честно говоря, меня стало смущать предчувствие потери времени. Я знаю нескольких очень хороших художников, которые закончили только районную художественную школу. В принципе такая школа дает минимальные основы и привычку внимательно изучать натуру, а все остальное часто значительно лучше, быстрее и эффективнее дополняется самообразованием, практикой на производстве и книгами.
Однако мне посчастливилось поступить в Мухинское училище (академия барона Штиглица) и попасть на курс к Дмитрию Александровичу Шувалову, который ругая эту анархичную систему учил как раз основам классического искусства, правила которого добывал с боем много лет.
К сожалению, такие преподаватели как Шувалов, самоотверженно относящиеся к своему делу, в сфере изобразительного искусства – большая редкость. Профессия преподавателя действительно требует и большого таланта художника-практика, и большого таланта истинного теоретика, который может переложить жизненный опыт в простые схематические формы и последовательность действий.
Надо сказать, что действительно бывают практики без теории - это интуитивные художники. Они бывают в жанре примитивного и народного искусства, они могут быть и академистами, у которых знания погрузились в подсознание, и никому передать они их не могут, потому что сами их не осознают.
Честно говоря, в теоретиков без практики я не верю. Если хорошая была теория, то при каких-то художественных способностях плохо нарисовать человек не может. Нам, своим ученикам, Шувалов об этом говорил: «На знаниях вы всегда, в любом состоянии создадите что-то на вполне приличном уровне».
Большинство современных преподавателей отмахиваются от учеников следующей фразой: «А вы работайте больше, и тогда у вас все само получится», и с чувством удовлетворенности прогуливают дальше свои оплаченные государством часы. Но этот совет совершенно не работает. Без знаний много работать бесполезно. Шувалов это называл «кишочками писать»: «Кишочками будешь писать – на долго тебя не хватит, дыхалки может не хватить. Тут голову включать нужно. Включайте свет мозга!». Должно развиваться логическое мышление. Шувалов говорил: «Знания очень важны, вот даже если я долго не работаю, то если мне вдруг нужно станет, я немного потренируюсь и сделаю прекрасно, потому что у меня золотой ключик есть – знания». Хочется напомнить, что именно это знание и умение и называется Профессионализм, за этими знаниями и приходят учиться в институты.

В своей системе преподавания Дмитрий Александрович соединил опыт старых мастеров и новый опыт импрессионистов, а также разработал систему смешивания и сочетаемости красок. Мастер часто повторяет своим ученикам: «Все что я вам говорю, проверено мной на собственном опыте. Я за свои слова отвечаю». Дмитрий Александрович преподает необыкновенно щедро, фактически он посвящает учеников и в процесс создания своих картин.
Вот фрагмент стихотворения Шувалова. О себе Дмитрий Александрович говорил так:
«Я синтезировать хочу
и обобщить громадный опыт».
Хороший учитель закладывает прочную базу знаний, указывает направления, в которых ученик может развиваться дальше самостоятельно. Шувалов говорил: «Природа – главный учитель, а преподаватель - это проводник или полупроводник, или вообще – Сусанин». К сожалению, сусаниных в этой области сейчас стало больше, чем настоящих проводников. Во многих учебниках часто тиражируются советы, не имеющие ничего общего с практикой. Хочется спросить таких авторов, пробовали ли они сами следовать своим советам, или же эта наукообразная чушь пишется ради статуса и гонорара. Безответственное писание методичек и учебников подобно писанию фальшивых путеводителей и карт. Люди, покупая эту продукцию теряют не только деньги и время, но рискуют жизнью. Есть известное выражение «Не дай поцелуя без любви». Хочется продолжить эту мысль – не пиши ни слова, если слово это не проверено годами опыта, не добыто потом и кровью.
Основоположник науки цветоведения Ньютон в предисловии к своей книге Оптика или Трактат об отражениях пишет: «Мое намерение в этой книге – не объяснить свойства света гипотезами, но изложить и доказать их рассуждениями и опытами». Все-таки учебник, это не место для ничем не подтвержденных предположений автора, как говорится, когда кажется креститься надо. Свет и цвет –
это физические явления и объяснить их закономерности вполне можно, во всяком случае, учебные заведения созданы для того, чтобы изучать и пытаться управлять ими.
Еще до знакомства с Шуваловым, я пыталась читать учебники по живописи из серии Школа изобразительного искусства, журнал Юный художник, но мне это мало помогало. Там, конечно, были какие-то сведения, но достаточно разрозненные, практически это мне никак не помогло. Шувалов вывел общие, основополагающие направления, как-будто собрал рассыпавшийся пазл, добавив недостающие элементы. Самое важное в системе Шувалова, это очень точно описанная им основа законов природы, и следующие из них общие принципы ее изображения. Эти знания чрезвычайно важны, как основа, нигде до Шувалова я не видела такого погружения в самую суть вещей. Много существует различных школ, манер и изучение их обогащает, однако, чтобы не впасть в зависимость от какой-либо из них очень нужно твердое знание основных законов природы. Теперь уже я могу читать эти учебники, выбирая полезные, хоть и разрозненные сведения, и меня уже не запутать наукообразными рассуждениями и недомолвками.

Идея написания этой книги пришла спустя почти десять лет после окончания мной института. К этому времени уже вышло два альбома с репродукциями работ Дмитрия Александровича, и как-то он спросил меня про записи, которые я с большим воодушевлением делала во время обучения. Всю ценность его системы я оценила уже тогда. Поскольку не все художники имеют желание записывать свои открытия, то было решено использовать мои конспекты и наблюдения, систематизировать их для написания книги, которая, я уверена, пригодится еще многим поколениям художников и дизайнеров.
Последние полтора года я посещала занятия Шувалова с учениками в его мастерской, делая видеозаписи, консультируясь, обсуждая возникающие у меня вопросы. Один из последних вариантов этой книги Дмитрий Александрович прочел и одобрил: «Она очень хороший преподаватель», - сказал он своему другу-профессору. Последний месяц жизни Дмитрий Александрович как бы прощался с близкими ему людьми. За несколько дней до своего ухода он сказал мне: «Прочитал твою книгу четыре раза. Больше уже не буду читать».
- Почему же, - немного обиделась я, - книга же еще не закончена, там еще дальше два тома будет…
- Ну, ты дальше уже сама, - сказал Мастер.
У меня сложилось такое впечатление, что Шувалов как будто ждал, когда основная часть книги будет закончена и проверена.
Заканчивала книгу я уже после ухода Мастера. Слова учителя я дополнила высказываниями выдающихся художников и преподавателей. Здесь я привожу цитаты из книг библиотеки Дмитрия Александровича, а также из книг, найденных мною уже самостоятельно. Двигаясь в указанном Учителем направлении, я дополнила эту книгу и своими наблюдениями.
Система Шувалова – это замечательный учебник основ живописи, цвета, композиции. Однако Шувалов очень много мне рассказывал о своем институтском друге и коллеге – Михаиле Девятове. Михаил Девятов – один из основателей отделения реставрации в Академии художеств, это первое обучающее заведение для реставраторов в России.
Как-то в мастерскую Шувалова пришел ученик и попросил: «Дмитрий Саныч, научите меня маслом писать!». Шувалов ответил: «Да так же, как акварелью или гуашью, принцип тот же». Шувалов имел ввиду общие законы живописи. Но я поняла, что студент не то имел в виду, а саму технологию масляной живописи, которой нигде не учили. Что касается технологии масляной живописи, то Шувалов ее не знал (так же как и практически все советские художники), так как секреты ее были к тому времени давно утеряны. К посмертной большой выставке Шувалова в Русском музее пришлось реставрировать практически все его картины, написанные маслом, хотя для масляной живописи возраст в 50-60 лет — это очень мало.
Михаил Девятов, так же, как и Шувалов отчаянно ругал современную систему художественного образования за отсутствие конкретных знаний, и поднял на себя огромный труд восстановить технологию масляной живописи старых мастеров и обеспечить прочность современной манеры живописи. На соседнем курсе у нас преподавал друг и ученик Девятова – Владимир Макухин. Владимир Макухин сохранил и собрал архив Девятова, и с разрешения автора, я записала лекции Девятова, сохранившиеся в аудио записи, и составила несколько книг на основе его архива. В процессе этой работы меня консультировал Владимир Макухин (работа была закончена уже после смерти Девятова). Таким образом два друга: Шувалов и Девятов, решили задачи: один – основ построения живописи, другой – вопросы технического ее воплощения.
Хороший учебник – это выборка самого основного из уже известного и в некоторых случаях - плюс собственные открытия автора. По большому счету – это навигатор. В хорошем фундаментальном учебнике должны быть указаны все самые лучшие предыдущие учебники на эту тему, и ёмко освещены наиболее ключевые моменты в них. Поначалу студенту или ученику сложно прочесть и усвоить такое большое количество книг. Дело преподавателя, или как в нашем случае, учебника-навигатора, это обратить внимание на лучшие книги по этому предмету, и на наиболее важные моменты в них. Впоследствии, часто уже после обучения молодой художник сможет сам прочесть наиболее заинтересовавший его материал в подлинеке, а не в пересказе, и составить уже свое мнение. Я сама, например, в свои студенческие годы не смогла полностью прочесть книгу «Лепка» Эдуарда Лантери, я воспринимала ее через объяснения Шувалова, тем интереснее мне было ее читать уже после обучения.
Очень важно не просто перечислять известные правила, а указывать источники их происхождения, подлинники. Это очень организует, предохраняет от искажений и часто следующего за подобными искажениями упадка, и к тому же позволяет проследить историю развития искусства. Очень часто недобросовестные интерпретаторы желая улучшить как им кажется первоисточник, только портят изначально верную идею. Поэтому Шувалов призывал нас все читать самим и в подлиннике. Кроме того, такое вдумчивое, построенное на логике образование, рассматривающее часто разные точки зрения на изобразительное искусство, застрахует от бездумных подражательных штампов в самостоятельном творчестве, и позволит осознанно выбрать свой путь.

После ухода Шувалова мне помогал его старинный друг и последователь его системы Георгий Кареян, здесь приведены некоторые его мысли об искусстве и воспоминания о времени, проведенном вместе с Шуваловым. Продолжателем системы Шувалова в стенах Академии Штиглица (Мухи) остался его ученик и друг профессор Александр Злобин.
Думаю, эта книга будет интересна не только художникам, но и людям, интересующимся живописью и ее историей. Чтобы лучше понимать искусство может быть полезным знать, из чего оно состоит.
Хочется привести стихи Дмитрия Александровича, необычайно точно описывающие основные положения изобразительного искусства:

Из аллегории собор
Построить трудно в этом мире,
Мой полемический задор,
Мой трубный глас – раздайся шире!

Я синтезировать хочу
И обобщить громадный опыт,
Не всем рисунок по плечу,
И живопись - не грязь и копоть.

Архитектура – мать искусств,
Она совсем не одиночка,
Есть у нее гирлянда муз
А их отец – Рисунок. Точка.


Библиотека Д. Шувалова:
1. Э. Лантери «Лепка»,
2. Гилберт Кит Честертон «Сияние серого цвета», эссе.
3. «Коро – художник и человек». Документы, воспоминания. Издательство Академии художеств СССР. Москва, 1963 г.
4. Письма Ван-Гога к брату Тео.
5. Воспоминания Константина Коровина.
6. А. П. Барышников «Перспектива». Искусство, Москва, 1955 г.


https://proza.ru/2019/08/08/1855
Несколько своеобразная блого-платформа, картинки не отображает,
однако спасибо автору за выложенный текст, больше его нигде нет и похоже книга не издавалась.
Иллюстрации есть на авторской странице ВК


Вопросы к участникам сообщества:
- Такой формат интересен?
- А сама книга?
- Интересно ли обсуждать прочитанное?
- Продолжать серию или заинтересовавшимся удобнее прочесть текст самостоятельно до конца, прежде чем составить мнение о нём?


Я, кст, только первую часть и прочитала. Надеюсь, что последующее содержание не разочарует.
Рассказанное наблюдала вживе.
Мужики-преподаватели сами по себе были крепкими художниками. Теорию давали и шли по программе, но как-то - по настроению. Первый преподаватель работал в стиле - пришла мысль в голову - поведал. А порой и вовсе в процессе исправления чьего-то рисунка переходил к теоретической части. Уходил по своим делам и "сидите рисуйте", такого тоже хватало (как раз эта фраза "учились больше друг у друга" и зацепила в предисловии). Но ему было, что поведать и желание поделиться возникало регулярно. Чрезов Юрий Иванович, Гугл о нем ничего не знает, да и то сказать, ему уже поди за восемьдесят. К сожалению в общеобразовательной перешли на вторую смену и продолжать в ДХШ пришлось у тусовых размалеванных девиц "после педа", художниц от слова "худо", которых к детям вообще нельзя было допускать, время впустую. Но на последнем году довелось учиться у самого директора школы, по фамилии Беда; рассматриваю фото в сети - он, не он? Беда Г.В.: автор учебников, изданных в конце восьмидесятых https://www.twirpx.com/file/701991/
Энергичный, мужик, целеустремленный, с теорией и с практикой нам повезло, кроме того Ростов не Москва, сливки собирать - брали практически всех желающих и учить по программе всё ж таки приходилось.

Отдельная история "Народная заочная академия" постдипломного образования, это уже после физфака захотелось освежить былые навыки. Барышня, которую определили в кураторы (вот даже помню - Хлебникова Марина) сразу насторожила. Ну и "опыт сын ошибок трудных" - зато теперь знаю как вежливо и вкрадчиво можно не то что ничего не дать, а наоборот отнять и уверенность и желание - даже если понимаешь, что происходит и подозреваешь злонамеренность. Как-то просто стало влом, не до того. Распределение, работа, дети пошли, к рисованию потянулась вот только что, когда внук подрос.


Tags: #наулицезима, arte, Худ_совет
Subscribe

Posts from This Сommunity “Худ_совет” Tag

  • Портрет и образ

    Предлагаю к совместному просмотру для начинающих - сильно-сильно на вырост, в качестве общепознавательного материала по изо: "как это делают", а…

  • На пути к рисованию 2

    Учимся рисовать пастелью Материалы в блогах: http://girgel.ru/blog/sketch-suhoj-pastelju-risuem-ananas 🖌 Три очень приятных урока по скетчингу…

  • Книги по рисованию

    Пособия по изобразительному искусству в он-лайн библиотеках: « Ни дня без кисти. Как рисовать часто и понемногу, сохранять свежий взгляд, не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Сommunity “Худ_совет” Tag

  • Портрет и образ

    Предлагаю к совместному просмотру для начинающих - сильно-сильно на вырост, в качестве общепознавательного материала по изо: "как это делают", а…

  • На пути к рисованию 2

    Учимся рисовать пастелью Материалы в блогах: http://girgel.ru/blog/sketch-suhoj-pastelju-risuem-ananas 🖌 Три очень приятных урока по скетчингу…

  • Книги по рисованию

    Пособия по изобразительному искусству в он-лайн библиотеках: « Ни дня без кисти. Как рисовать часто и понемногу, сохранять свежий взгляд, не…