Rimon Lusi (fotovivo) wrote in colorful_thread,
Rimon Lusi
fotovivo
colorful_thread

Category:

Что значит "поставить глаз", "поставить руку", как стать художником, с чего начать

Предлагаю к совместном просмотру отличный авторский видеоматериал
"НАЧИНАЮЩИМ ХУДОЖНИКАМ. 5 СПОСОБОВ СРАВНЕНИЯ":



Художник-педагог кратко и очень толково показывает ключевые моменты, составляющие основу художественного образования.

В качестве приложения:
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
с комментариями - что для чего делается и как это осуществить в домашних условиях.

[Spoiler (click to open)]1. Линия.
Учимся держать карандаш и проводить прямые и произвольные линии.
Карандаш держим не так, как ручку - более свободно, примерно так, как вы держали бы малярную кисть при необходимости широких движений.
Есть множество роликов на этот предмет.
- А почему нельзя прямые под линейку? - вопрос, который традиционно задают первогодки.
- А кривые под что будешь? Мы тренируемся вести линию туда, куда задумали, а не куда получится.
Ставим две точки и соединяем прямой. В любое свободное время (на уроках, на переменах чертили на всем, что попадается под руку), неделю, месяц - за день этому не научишься.
Следующий этап - волна с равными периодами. Завиток. Спираль.
Не быстрее, чем гаммы отрабатывать или растяжки на шпагат.

2. Фигура. Квадрат. Круг. Эллипс
Целая эпопея, не на одну четверть работы.
Квадрат начинается с прямого угла. На глазок. По началу можно проверять листом бумаги, по мере освоения проверки не потребуется.
Собственно квадрат с равными сторонами. Прямоугольник с заданным / задуманным соотношением сторон.
А круг поначалу вписываем в квадрат. Эллипс в прямоугольник: проводим диагонали и по точкам, тщательно выверяя - стоим.
Это еще не вся "постановка руки", только начало.
Эллипсы - это притча во языцех, первый признак отсутствия навыка: горлышки кувшинов, тарелки, чашки на работах самодеятельных художников, напоминающие то глаз, то овал, то вообще затейливой грушевидной формы.

3. Угол.
Под каким углом к вам (к оси зрения) расположен прямоугольный предмет. Под каким углом к нему расположен другой прямоугольный предмет. Под каким углом к горизонту расположена наклонная поверхность.

Тут начинается "постановка глаза". Прежде всего нужно натренироваться видеть нужные соотношения, потом точно переносить на бумагу. Процесс занимает несколько лет.
Без этого невозможна работа над постановкой (натюрмортом) - картинка не сойдется. А если не натренироваться правильно передавать взаимное расположение простых предметов - как браться за пейзаж и портрет?
- Да вот прямо так и браться! Интуитивно! - приглашают авторы методик "Рисуем как импрессионисты, за один день!".
- "Рисуем как поставангардисты с первой минуты" - еще проще.
На самом деле не только Шишкин делал сотни этюдов сосновых веток, древесной коры, чтобы добиться мастерства,
поражает с какой настойчивостью Ван-Гог работал над фактурой в поиске своего стиля. Во франкфуртской экспозиции помещены и работы самых успешных его последователей - всё равно заметна разница. https://fotovivo.livejournal.com/466135.html

Поставленная рука и глаз понадобятся для любой техники. Даже для срисовок по фото (иначе разве что по клеточкам копировать).

4. Примитивы.
Простые объемные формы. Куб. Брусок. Цилиндр. Конус. Пирамида. Шар.

Начинают с проволочных моделей. Чтобы все ребра были доступны обзору.
В домашних условиях прямоугольный аквариум хорошо подойдет, каркас от чего-нибудь. Можно склеить из реек самостоятельно. Или - использовать прозрачные предметы, выделив ребра. На прозрачный шар приклеить темный шнур по "экватору". Это часть практикума по "постановке глаза".
Еще долго-долго учебные работы начинают с построения изображений, как если бы предметы представляли из себя линейные каркасы.

5. Светотень.
Штриховка, тушовка, заливка.
Примерно второй год обучения. Не в смысле, что "лепкой формы" с помощью полу-/теневых переходов начинаю заниматься через год - нет, сходу начинают, как уж могут,
но постановка глаза в этом направлении происходит после закрепления предыдущих умений.
приемы наклыдывания светотени, неплохо разобраны в видеолекциях.

Вырабатываем у себя навыки ходячего экспонометра: на глазок определять что светлее, что темнее и ранжировать участки композиции от светлого к тёмному. Буквально - ходим , "наводимся" на все подряд и определяем. Даже не зарисовывая, умозрительно.

Собственно это и есть "умение видеть", которое часто вспоминают в разговоре о художественных навыках -
умение подмечать линии, обводы, их взаимное расположение (а посредством осевых линий - взаимодействие плоскостей) и светотеневые соотношения.
Умение видеть - не мистика, не подобие "абсолютного слуха", это навык который развивается поэтапно.
Не просто, но, говорят, что на определенном этапе жизни весьма полезно дать голове приличную нагрузку в непривычной деятельности.

Проверить правильность "экспонометрии" помогает рисунок карандашом. Заметить, что что-то не то - довольно легко и без тренировки (вот определить, что именно не то - для этого уже потребуется больше опыта. И кст. присутствие коллег "по цеху" весьма помогает в этом деле, так же как начинающим литераторам помогает взаимное вычитывание текстов. Не у всех есть возможность заниматься с индивидуальным тренером, а преподаватель в группе проверяет работы на каком-то этапе; стоять над каждым и следить за исправлениями нигде не будут ).

6. Перспектива.
Теорию, разумеется, объясняют еще на первых шагах. Ничего такого уж сложного. Но есть тонкости. То, что объясняют школьникам - вроде арифметики.
В теории перспективных проекций еще и о-го-го какой матан имеется.
Что "рельсы, так уж водится, у горизонта сходятся" принять легко. А представьте, что вы лежите над высокой платформе над железнодорожным полотном - рельсы под вами параллельны безо всяких искажений. А у горизонта сходятся. В обе стороны. Что получается? - Линзообразная форма. Так и запечатлит железную дорогу "рыбий глаз".
Вопрос "а как на самом деле" не так прост, как может показаться. Перед конструкторами объективов стоит весьма непростая задача "реалистичного отображения объема на плоскость". И перед художником тоже.
В начале обучения зачастую необходимо не только усвоить теорию, но и "переломить себя" определенным образом.
Маленькому ребенку технический рисунок кубика, где все грани равны, покажется правильным, а построенный по правилам перспективных искажений - вычурным и искаженным (при этом многокомпонентная пейзажная композиция с индустриальными объектами воспринимается как вполне реалистичная).
Опять таки дело привычки и тренировки.

"Учиться видеть" - это учиться задавать себе вопросы об увиденном.

7. Цвет.
Первые упражнения на лессировки - перекрытие одного цветового пятна другим. С целью пронаблюдать, что одни краски более прозрачны, другие менее, третьи дают осадок в смешении с некоторыми другими. И прочие нюансы минеральных пигментов. У синтетических нрав попроще, но у флюоресцентных оттенков уже диапазон применимости.
"Постановка глаза" на определение "теплее-холоднее" в светах и тенях, цветовые рефлексы - завершает школьное обучение скорее как задел на дальнейшее образование.

От примитивов и каркасных форм переходят к предметке, драпировкам, все более нагруженным постановкам,
в графике - к гипсовым слепкам: кисти, ступни, нос, лицо. Череп, скелет - с натуры (искусственные у нас были). Голова - гипсовые бюсты. Портрет натурщицы.
Модели геометрических тел можно заказать в интернете (деревянные, небольшого размера есть на Али) или использовать предметы обихода. От белых к деревянным, керамическим, потом металл, глазурь, стекло. Гипсовые бюсты и - добровольные натурщики :)



Параллельно с занятиями по карандашному рисунку и акварельной живописи в программу входит композиция (сюжетный собственного сочинения) -
среди упражнений: шрифты, стилизации, орнамент-паттерн (с целью повторить удачный элемент в точности нужное количество раз), роспись, народные мотивы.
Прикладное искусство, в зависимости от технической базы - чеканка, витраж, керамика, вплоть до ювелирки.

И непременная "История изобразительных искусств" отдельным предметом: умение рассматривать работы мастеров - тоже важная часть подготовки.

Плюс летняя практика на пленэре - в зоопарке, в городском саду, и самостоятельные наброски - при каждом удобном случае.

Учебные учреждения, конечно, бывали разные, с различными подходами и требованиями, в райцентре "художественной школой" могла считаться студия детского творчества с поделками, а ДХШ при столичном вузе давать подготовку на уровне второго курса худ.училища.

Но, как у любых секций, кружков и спортшкол общефизические требования примерно одинаковы, так и у художников есть базовые навыки, наличие или отсутствие которых заметно с первого взгляда.


Курсы, на которых такому учат - стоят не дешево, особенно с обратной связью.
Предлагаемый год на усвоение материала может целиком уйти на "постанову руки и глаза".
Более рациональный подход - отработать базовые навыки самостоятельно, а к обучению подключиться тогда, когда уже будет о чем посоветоваться с преподавателем.
Пока вы учитесь проводить прямые, рисовать эллипсы и сравнивать углы - зачем вам квалифицированный инструктор рядом? проверьте угольником, да и на глаз видно, сходится всё на рисунке или "отмеряли по ширине, а по высоте не влезло".  Найти коллег по увлечению и учиться вместе - еще лучше, свои огрехи не всегда сразу разглядишь, свежий взгляд  бывает как раз кстати.

Можно ли все это пройти по книгам и видео-урокам?

Специалист сомневается:
"Много копий об это уже поломали, возьму и я на себя смелость высказаться. Как водится, слона никто не замечает.
Мы с вами как люди письменной культуры, проживающие в информационном обществе, да еще имеющие слишком высокое мнение о собственном разуме, считаем информацию самоценной. И обучение воспринимаем как просто передачу информации в виде текста или сообщения, или видео.
Между тем, исследователи считают, что в межличностном общении невербальная коммуникация передаёт 65% всей информации.

[Spoiler (click to open)]Дальше уже можно, в принципе, ничего не писать.
Левое полушарие воспринимает собственно информационную составляющую, правое — невербальные сигналы и образы. Конечно, они не сообщат, в каком именно году произошло Ледовое побоище или при скольки градусах кипит вода. Но невербалика дает мозгу понять, как относиться к поступающей информации. Воспринять или пропустить мимо ушей.

У хорошего учителя все работает на результат: жесты, мимика, интонации, взгляд. И все, кто находится в классе так или иначе влияют на процесс. Энтузиазм, интерес, волнение заразительны. Так же, как и скука.
Отсекая невербальную часть обучения, то, что можно условно обозначить как «атмосферу» урока, мы отрезаем один из 2 каналов восприятия. Особенно если обучение свести к чтению учебников и выполнению письменных заданий. Половина мозга практически не задействована, о какой эффективности речь.


И это еще не говоря о вещах, которым в принципе невозможно или почти невозможно научиться без непосредственного контакта с учителем. Музыка, труд, спорт, рисование — всерьез этому, конечно, обучают не в школе, но дистант здесь дает гарантированный околонулевой результат.
Я тоже в свое время изобретала способы, как учить рисовать по интернету. Честно скажу, бросила, так как это трудно, все равно, что бежать под водой. Полученному результату очень радуешься, но понимаешь, что этот же результат очно был бы достигнут кратно проще и быстрее. Можно так учиться для удовольствия, для саморазвития, в качестве хобби, можно в качестве творческого поиска, когда есть крепкая база. Но подготовиться с нуля к экзамену по академическому рисунку по учебнику или по видео нельзя."

Блог "Рисуем вместе" artfound.ru/soderzhanie/

Логично, "магия коллективного действа" - половина обучения (чтоб не сказать "три четверти") - у соучеников в ДХШ едва ли не больше почерпнули, чем непосредственно у преподавателя (это не только рисования касается, известный факт - в группе преподавать легче, чем проводить индивидуальное занятие, азарт, небольшая соревновательность помогает раскачать процесс, а на репетиторстве подопечный упрётся в какую-нибудь загвоздку и ни с места - разжевать-подсказать не годится, он прилежно заучит, а не поймет и в дальнейшем будет ждать подсказок, а не шевелить мозгами. В группе кто-то сделает шаг в нужную сторону, другой еще пол-шага и вот уже до всех доходит).

Однако,
с другой стороны - учились же как-то заочно. До всяких еще интернетов - отправляли работы почтой. Народная заочная академия - было такое учебное заведение, куда принимали всех желающих, на все факультеты, механика, журналистика, искусства (ну разве что не медицина), реальная альтернатива была во времена "семь человек на место", платно, но не так чтоб дорого, даже с дипломами установленного образца; не знаю получил ли кто образование таким способом, я не закончила, дети пошли, не до того стало.
Думаю, что и дистанционно реально - если нет выбора, студий и вечерних курсов рядом - ну медленно, ну труднее, но, как и другие ремесла, освоить можно, не бокс же все-таки.

Лет двадцать назад был пик популярности курсов типа игра на арфе за пятнадцать минут "Английский за месяц -- вы только слушаете кассету!". А до того "аутогенная зарядка", "личностный рост" на все лады. Кто-то извлек для себя крупицу и полезного и пошел дальше, а большинство разочаровались в ожиданиях.

Проблема не только в дистантности. Та же беда и в реале - недостаток упорства и решимости. Занимались с бабушками из кампуса "золотой возраст". Начинают с энтузиазмом и скисают при первых неудачах. Дело еще и в общественных установках - когда тренер по ЛФК или массажист говорит "дорогая, ну что делать, надо потерпеть, приложить усилия, иначе эффекта не будет" - берут себя в руки.
А рисовальщики, увы, сдались и предлагают клиентам приятное - копировать открытки (при этом обещая "научить рисованию", а не кружок "раскрашивания поделок"), что, увы, чревато таким же скорым разочарованием, как и былые "чудо-методики" освоения языков.

Из комментариев, за и против:
[Spoiler (click to open)]
- Одним из самых крутых скиллов для художника считается рисование без референсов, "из головы",
академизм здесь необходим, т.к. именно в академизме разбирается напр. строение лица человека.
Со знанием академических основ и анатомии ты можешь нарисовать любое лицо с любого ракурса. Разве это не круто?
И если кричат, что академизм не нужен, что это все фуфло, то послушайте интервью настоящих художников-самоучек, что зарабатывают рисованием, скажем, персонажей для игр или мультфильмов на планшете. Рано или поздно они все прошли через углубленное изучение академического рисования, чтобы "пробить" тот потолок, который они достигли на срисовывании, и выше которого прыгнуть не могли.
Срисовывать чужие фотографии, конечно, помогает почувствовать себя крутым, но ведь это не ты рисуешь. Это все сделал до тебя фотограф: правильно выставил свет, разобрал на планы, скорректировал цвета и баланс тонов, поставил композицию, освещение. Этот портрет будет фактически его работой, а не твоей. Потому у таких "срисовывателей" получаются проблемы с портретами на заказ, т.к. часто это будет любительское фото. И хорошо, если у художника растут руки из нужного места и он сумеет хотя бы в фотошопе довести это фото до сносного вида.
Я вот, например, видела девушку, рисующую по фото. Причем, она умудряется перенести на бумагу искажения от объектива камеры, т.е. если лицо крупным планом, то по краям оно у нее шире, чем в реальности.

- Когда началась мода на срисовывание портретов с фотографий я ни как не мог понять зачем людям нужна ещё одна их фотография только нарисованная ? И до сих пор не понимаю ! И вот помню узнал о такой художнице которая рисует портреты по фото, зашёл на её страницу в вк и там был семейный портрет и у каждого члена семьи разное освещение, то есть у одного человека освещена правая сторона головы у другого левая итд, то есть срисовывала она с разных фото и освещение соответственно тоже разное а подогнать всех под одно освещение навыка не хватило.

- Очень часто вижу рекламу "портреты по фото", у которых банально кривые пропорции. Но автор эти портреты смело показывает в рекламе.
Художник плохо усвоил академическую базу, не рисовал с натуры, и скорее всего ему не показывали на промахи. И теперь он вообще не видит своих грубых ошибок.

- Очевидно, что срисовывание с фото это далеко не так же круто как портрет нарисованный с натуры или из головы. Однако, задавать вопросы зачем люди это делают и почему это считается чем-то стоящим, я считаю неразумным - не каждый стремиться познать предмет углубленно, для кого-либо рисовать с фото может быть пределом и он может оставаться им доволен и вполне счастлив своим хобби.



- А зачем  так заморачиваться?
Когда десятки платных и бесплатных каналов учат срисовкам с экрана, не чураются линейки и циркуля: быстро, просто - никаких многолетних тренировок!
- А если то, что вы задумали, никто еще не заснял? Рисование живо до сих пор, потому что порой проще нарисовать то и так, как хочешь, чем выстраивать постановочное фото. А некоторые сюжеты и вовсе не повторить в реале.
- Так готовых уже столько есть - рисовать-не перерисовать!
- И поэтому ютуб с пинтерестом завалены "морскими волнами", "березовыми закатами", "китайскими пионами" и бесконечными "ирисами", в которых после череды копирований уже ничего живого не просматривается? 
это же китч в цифровом воплощении, тот же "бабушкин коврик на клёнке".
- У меня картины маслом, портреты, и что теперь, идти в изостудию, где посадят гипсовый шар рисовать, унылый кувшин с драпировками, кому это нужно?
- Тому, кто хочет большего, чем просто повторить в карандаше и красках работу, которую кто-то уже нарисовал или отснял.


На самом деле разговор "академическая подготовка" или "декоративно-прикладное рисование" - это дискуссия холиварного толка.

Похожее было в музыке - "чего можно добиться не имея за плечами четырех-пяти лет разыгрывания гамм и ученических пьес?", "приятель на лавочке показал три аккорда - это разве музыка?". На практике, однако, получилось, что очень даже музыка, востребованная. "Три аккорда собирают стадионы". А кто слышал виртуозов по классу гитары - сотня-другая ценителей с абонементом филармонии?

И серии пионов продаются. И портрет по фотографии находит своих клиентов. И удовольствие можно получить даже от раскрасок (альбомы для раскрашивания выпускают не только детские).

Вопрос "зачем усложнять себе жизнь?" не имеет ответа - подниматься в горы проще на фуникулере (не везде их построили? так поднимемся там, где есть!). Автобусная экскурсия проще пеших или вело-маршрутов. А вышитые подушечки или кружевные салфетки - на любой ярмарке какие только хочешь.

Но - есть люди, которым неймётся!


Видео на канале volodkinArt свежее, недавно залитое, комментариев еще почти нет -
ваш вопрос к автору, если он появится имеет шанс быть замеченным и отвеченным.
Или тут можем обсудить что-то, что осталось не ясным.


Tags: #блогерскаосень, #карандашами_и_красками, arte
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Recent Posts from This Community