Пастель, "Открытое образование": впечатления, припасы и прибамбасы

Мне очень нравилось рисовать мелками - на асфальте легко получались огромные картины-плакаты, да все любили, популярное было в нашем детстве занятие, без "конкурса рисунков на асфальте" ни одна движуха не обходилась.
А тут родня прислала худфондовскую пастель, большой набор в 24 цвета, тоже мелки, но для бумаги!
🎨Пастель - она волшебная :)
Мне вообще нравится "управляемое размытие",
🎨 второй любимый материал в моем личном рейтинге - "растворимые фломастеры" и акварельные карандаши: где хотим - размоем, где не хотим - оставим штрих и линию.
🎨 Обычная акварель - на третьем месте. У нее, разумеется, есть свои достоинства.
Но пастель еще и оттенками завораживает - такой мерцающий серебристый колорит ничем не повторить.
(Мелом обычным тоже пробовала, можно, но осыпается быстро; в техническом смысле тот же материал, только грубый во всех отношениях).
Чем привлекла пастель - тем что она плотная, первый изобразительный материал в моем распоряжении, который "как настоящий" - в отличии от акварели дает плотный красящий слой, перекрывающий цвет основы - можно писать белым по черному.
Почему это важно: фон прорисовывать акварелью - та еще задача: представьте - ветка цветущей вишни на лазурном фоне. Хорошо бы сделать заливку небесного цвета, и по ней уже рисовать, но не тут-то было. Акварель прозрачная.
Маслом сложно, долго (ждать пока очередной слой высохнет), а дешевых и простых в использовании синтетических красок тогда еще не придумали.
Масло и акварель нужно смешивать или по сырому, сразу или лессировками, с учетом эффектов наложения прозрачных слоев - итоговый результат уже не так очевиден (а масляные краски по прозрачности еще и очень отличаются, не все цвета одинаково прозрачны).
Пастель очень хорошо смешивается!
Это идеальный вариант для "управляемого размытия" - в нужном месте и именно в той степени, в какой задумано. В отличии от тех же акварельных карандашей и тем более фломастеров - каждый отдельный вид растворяется по-своему, по разному ведёт себя на разной бумаге - нужны многочисленные пробы, чтобы выполнить то, что хочешь, а не что получится.
Пастель - это собственно в чистом виде красящий пигмент. С небольшим количеством связующего для формирования палочек-карандашиков.
Остальные краски делаются из тех же молотых минералов, с различным связующим - масло, воск, каолин и тп.
Ну и расхожие акварельные краски тогда казались несколько "понарошечными", ученическими. А пастель - это уже как бы всерьёз, в общем - любовь с первого штриха =)
Выписывали "Огонёк" в 70-ых, а нем - цветные вклейки, репродукции во всю страницу, я их собирала и даже переплетала. Там впервые встретила "Шоколадницу".
Поразило, что картина выполнена пастелью! Такая нежная, так тонко прописана и - мелками!
Но как? В моей большой коробке все оттенки светлые. А тени чем? Черная бывает?
Стала добавлять уголь (художественный) к пастелькам, думала это мое собственное изобретение, оказалось задолго до меня придумали "лайфках" )) Соус еще можно, сангину - мягкие материалы, которые так же легко растушовываются.
- Смотрю на "Открытом образование" вводную лекцию по курсу пастели, оттуда почерпнула.
Мне нравится, что лекция разбита на небольшие ролики по 15 минут - удобнее искать нужный эпизод.
Делаю заметки на ходу, привычка - записывать лекции =) Без этого я места себе не нахожу, отвлекаюсь, тянет чем-то посторонним заняться "все равно же слышу", потом оказывается что половину прослушала )
На случай если вдруг кому интересно - делюсь заметками:
[Spoiler (click to open)]Что нового узнала
1.1 - Растушки у меня есть, но тоже заметила, что жрут много материала. Руками удобнее.
- можно рисовать уголком, можно боком - руки это сами подсказывают.
- преобладающий цвет можно взять за основу - синюю бумагу для морского пейзажа, зеленую, серую - для подходящих сюжетов. Тоже сама дошла - но зато уверилась в кошерности решения =)
- наждачная бумага, даже самая нежная, действительно дерет пальцы, хотя пастель на нее ложится ярким "жирным" слоем. (Запомнилось из какого-то боевика - чувак натирает себе эффектный кровоподтек тонкой наждачкой - это не больно (да, пробовала на себе; не нарочно))
- лучше сразу работать короткими обломками - всё равно сломаются, не парьтесь (я реально парилась, укоряя себя за неосторожность)
- пастель будет сыпаться: собирайте порошок неизбежно осыпающийся в процессе - материал дорогой пригодится еще. - О, как.
Импонирует, что автор не бравирует брендами, предлагает купить небольшой набор доступной марки.
2.1 Основы построения наброска
- очень точно выбраны для упоминания самые ключевые моменты - но очень бегло (курс ведь не про это).
Что бы раскрыть подробно то, что говорит профессор - понадобится объемистая книга и пять лет практики.
- карандаш портит основу под пастель.
2.2 Автор не оставляет белую основу под блики.
Интересно - белым перекроет или будет клячкой вытирать?
- Пастель очень послушный материал! - да!
2.3 - Насыщенный красный - не обязательно темный!
(нужно проследить, чтобы объект не вышел более темным, чем он должен быть по отношению к окружающим предметам )
Легко сказать - разбеленный ведь будет розовым, насыщенность упадет. А синий мелок может оказаться не настолько темнее красного, как это нужно по сюжету )
- Следить чтобы насыщенность не превращалась в "чернильность" открытых цветов из коробки. Как? Видимо об этом дальше, смешает оттенки.
- Тени теплее.
Курс очень сжатый! В каждом слове - целая глава "школы" .
(Вообще на ОО это обычный подход - курсы очень компактные и концентрированные: ни одной случайной фразы: каждое незнакомое утверждение следовало бы погуглить - там окажется целый раздел материала по предмету. )
- близкие по цвету предметы следует рисовать разом, со вниманием к различию оттенка и контраста.
- в белом тоже есть оттенки.
"тональный запас" - учитывать, что рядом могли бы быть предметы "еще белее".
- светлый блик дает иллюзию приближения переднего плана, темный - для дальнего (постановку заведомо нужно так стоить от светлого к темному)
2.4 - Дуть не стоит, постучать по планшету достаточно, чтоб осыпалось )
- Рефлекс - отражение, "отсвет" на соседних предметах = "расцвечивание".
- Не доводим до завершения отдельные участки, работаем параллельно над разными.
Детальная проработка: ярко-сиреневый смягчается добавлением оттенков - не случайных, рефлексы соседних объектов гармонизируют общую гамму.
Добрались до бликов: теплый или холодный - зависит от "температуры" источника
2.5 Мерцание!
Уже название обещает разговор о собственно "пастельности" с ее завораживающим "тембром".
Кст - постановка освещена мягким рассеянным дневным светом.
Тогда как для графики и даже акварели выставляют жесткий направленный.
- Минимум открытых белил - упрощенные цвета обедняют изображение. Кремовый светлый больше подходит.
- Похоже на подмалевке берется более светлый тон, чем будет в итоге, оставляя "тональный резерв" для дополнительных оттенков.
- Подкладочный тон - среднесерым, для затемнения только. Сверху - оттеночный слой.
- Растирать или не растирать слои - тоже выразительный прием. Но не спешим растирать, оставляем запас фактуры.
- Растирать как и штриховать можно подчеркивая форму предметов.
Глянцевость передают большим растиранием.
- Лиловый подчеркивается зеленоватостью окружающих драпировок (это тоже целая отдельная глава теории цветовой гармонии)
Пастельная живопись vs пастельная графика. Определяют так и так.
(Представила - если бы он рисовал по фотке, как на популярных вебинарах - чтоб я там разглядела на той фоточке.
Девочкам-ведущим впору бы использовать фотобоину метр на полтора, чтоб зритель на экране мог различать детали. )

Второй тест - с третьей попытки. Формулировки вопросов местами весьма странные.
Но все равно польза: тексы в в курсах ОО - не для проверки памяти, это тоже часть обучающего материала, интерактивная, чтобы подчеркнуть ключевые моменты, которые могли быть выпущены из внимания; заметки по ходу помогают быстрее найти и пересмотреть нужное место в роликах .
3.1 - Затирка лишних просветов на дальнем темном плане - для выравнивания фона. Добавляется оттеночность.
- Дальнему плану - пристали более мягкие очертания. А переднему - осязаемая фактурность.
- Подчеркнуть темным основания предметов - "впечатывает" их в плоскость на которую они опираются.
- Падающие тени - темнее собственных.
3.2 - Приближенная выпуклая часть - высветляется.
- Смягчаем орнаментальные детали натуры - чтобы не отвлекали.
- Несколько контрастных деталей подчеркнуть - для оживления переднего плана
Мне этот курс - на вырост. На два-три месяца, а может и год проработки.
Хотите поделиться впечатлениями, соображениями на предмет обучения или рисунками - велкам!
Лирическое приложение:

«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанным молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).

Мои скромные припасы - сухая пастель разной твердости: Лира, Конда и "Мастер пастель"
Кохинуры в цветах терракоты, набор от местной фирмы "Омега" и карандаши пастельные телесных оттенков

Прибамбасы: малярный скотч для закрепления бумаги на планшете, растушки, "клячки" для стирания (напоминают кусок пластилина),
уголь и коробочки - собирать осыпающуюся пастель как в лекции посоветовали. (Коробочки от таблеток, как раз по замеру подходят)


